USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Снова спорят физики и лирики

Татьяна ШИПИЛОВА
Сцена из спектакля «Элементарные частицы». Фото Алексея ФЕДОРОВА
Сцена из спектакля «Элементарные частицы». Фото Алексея ФЕДОРОВА

Обсуждение нового спектакля театра «Старый дом» об Академгородке прошло жарче, чем дискуссии шестидесятников

Новосибирцам хорошо знаком этот эффект «отраженной славы»: когда представляешься в чужих городах и весях, собеседники чаще всего восклицают: «А, Новосибирск — Академгородок!» — и смотрят на тебя почти умильно, как на носителя особой интеллектуальной и культурной традиции.

Загадочный остров
В любви к городку часто признаются и гости, например не однажды бывавший у нас польский киноклассик Кшиштоф Занусси: «Впервые я попал в ваш город со своей первой полнометражной картиной «Структура кристалла» в 1969 году, сразу после показа ее в московском Доме кино. Меня привезли в Академгородок, и я столкнулся тогда с совсем неизвестной мне Россией. И в эту Россию я влюбился!.. Я сам бывший физик, и я нашел здесь людей, которые думают ТАК широко и умеют ТАК прекрасно говорить на обсуждении фильма, что в памяти у меня навсегда осталось: Новосибирск, Академгородок — это остров свободного, широкого общения. И та встреча совершенно разбила существующий стереотип о Сибири, который был у меня раньше».

Что это за феномен, что за миф? На чем он зиждется сегодня, спустя более полувека с момента основания Новосибирского научного центра?

Этим вопросом задались драматург Вячеслав Дурненков и режиссер Семён Александровский, уже работавшие прежде в новосибирском театре «Старый дом» над спектаклем «Ручейник, или Куда делся Андрей?», отмеченном в прошлом году вне конкурса дипломом «Золотой маски» и премией «Новация» на фестивале «Ново-Сибирский транзит» нынешнего года.

Создание новой постановки, получившей название «Элементарные частицы», проходило в три этапа: в августе драматург и режиссер побывали в Академгородке и встретились со старожилами, с теми, кому не понаслышке известна подлинная история «острова науки и свободы». Беседы с академиками, краеведами, журналистами, горы прочитанной советской периодики, изучение артефактов различных эпох и погружение в атмосферу городка позволили собрать уникальный материал.

Тогда же окончательно оформился замысел проекта. В сентябре на свет появилась написанная Дурненковым сорокастраничная пьеса, а в октябре режиссер Семён Александровский приступил к репетициям спектакля — первого сценического исследования мифа о новосибирском Академгородке. Как было сказано в анонсе: театрального действа, «сочетающего в себе множество современных постановочных техник — от классического Verbatima до сложносочиненной аппликатуры постдраматического искусства».

Если перевести с языка профессиональных терминов, зрителям предстояло увидеть не традиционное драматическое представление, а произведение в жанре документального театра. Причем произведение специфическое, где эти самые документы и, что называется, свидетельства очевидцев сочетаются не по законам юбилейного литмонтажа с равновесием минусов и плюсов или парадного коллективного портрета маслом, а по законам (как это ни странно прозвучит в сочетании с определением «документальный») личностного восприятия феномена Академгородка авторами постановки.

Потому что это закон искусства — художник создает свое творение для себя, о себе и решая вопросы, интересные лично ему. Иначе получится банальная «заказуха» белилами по кумачу… Если же созвучное автору будет воплощено интересно, талантливо, в точку, оно срезонирует и в умах-сердцах зрителей, в чем, собственно, и есть смысл театра.

Как поймали птицу счастья
…Итак, на сцене среди молодых сосенок и ненавязчивых атрибутов в стиле ретро (на столике портрет Хемингуэя!) — молодые люди, мечтающие построить идеальный город науки. Они проговаривают его концепцию уверенно, со светлой улыбкой и похожи на пришельцев из будущего или спустившихся на землю богов, привычных к созиданию новых вселенных. Почти все из того, что они декларируют, в зрительном зале известно даже тем, кто не числится коренным академовцем: ведь мы — новосибирцы и посвящены в историю и реалии НЦ.

Но слушать все равно интересно: отстраненные небожительские голоса и сконцентрированность материала, разбросанного по статьям и выступлениям отцов-основателей, газетным и журнальным публикациям и собранного тут в некие академгородковские скрижали, впечатляют. Большое видится на расстоянии и захватывает дух: какую грандиозную утопию задумали (интеллектуальный творческий труд единомышленников на лоне природы, свобода мысли и самовыражения) и на целое десятилетие осуществили!

Постановщики скрупулезно перечислили в программке все источники своего сочинения, ссылки, в том числе и на авторов устных свидетельств о возникновении Академгородка, и во второй сцене эти истории, их фрагменты и крошечные эпизоды в исполнении артистов зазвучали в трогательном и эмоциональном коллаже на тему, как городок строился. Ведь строили все: днем ты прораб, плотник, штукатур, вечером — студент или ученый…

А потом документальное слово на сцене, на мой вкус, и вовсе стало симфонией, когда зазвучали научные тексты (городок построен, настала пора открытий и интеллектуальных прорывов). Признаюсь: неспециалисту в этих текстах совершенно ни-че-го не понятно, но стройность внутренней логики написанного и необыденность терминологии дали нам, зрителям, возможность окунуться слухом в океан некой высшей гармонии и отпечатались в сознании абсолютным торжеством утопии в одном отдельно взятом месте на сибирской земле…

Право выбора без альтернатив
Но утопия потому и называется утопией, что в какой-то момент идеальное разбивается о суровую реальность. По версии авторов спектакля, таким поворотным событием стало «Письмо сорока шести», когда в феврале 1968-го группа научных сотрудников СО АН СССР и преподавателей НГУ подписала письмо с протестом против закрытого суда над Галансковым, Гинзбургом, Добровольским и Лашковой — фигурантами московского «процесса четырех», участвовавшими в издании сборника документов «Белая книга» по знаменитому делу Андрея Синявского и Юлия Даниэля.

Сибиряки не отгородились соснами и расстоянием от проблем свободы совести, за что многие и поплатились. Как говорили на обсуждении после спектакля аборигены, в общественной жизни городка «Письмо сорока шести» не было столь масштабным событием, чтобы отводить ему такую судьбоносную роль в театральной ретроспекции: Академгородок после письма жил дальше, развивался, делал открытия, пел под гитару и по-прежнему был населен светлыми и умными людьми.

Постановщики спектакля считали иначе, найдя среди собранных ими документальных свидетельств примерно такой пассаж: «Ты физик? Вот и занимайся физикой, а в политику не лезь. Если, конечно, хочешь заниматься физикой…» Для Дурненкова и Александровского это стало моментом истины, и по их воле на сцену «Старого дома» хлынул дождь, персонажи надели серые плащи — «погода» в данной географической точке изменилась надолго, если не навсегда…

Молодежь в зале оказалась чуткой — тоже выхватила из словесного потока этот перл и одновременно посыл для месседжа постановщиков: вдумчивый молодой человек заговорил на обсуждении о проблеме внутренней миграции. Выбор, который во все времена приходится делать каждому гражданину… и сорок лет назад, и сегодня.

Рассказ о городке уложился в один час, обсуждение спектакля продолжалось вдвое дольше. Страсти кипели так, что Станиславский сказал бы: «Верю!» Иначе и быть не могло: нарисуй любому человеку пунктиром его жизнь, да расставь собственные акценты, можно и несдобровать!.. И хотя со стороны создателей спектакля звучало: «Академгородок не закончился, закончилась утопия», «У нас много боли от того мира, в котором мы находимся, и история Академгородка — попытка понять эту боль» — многие зрители, потомственные экспериментаторы, не пожелали видеть себя в роли объекта театрального и публицистического эксперимента и остались при своем мнении: «Это не театр!», «О городке так нельзя, вы ничего не поняли!» Однако завершилось все интеллигентно, по- академгородковски — с уважением к оппонентам в дискуссии: академик Александр Асеев поблагодарил авторов спектакля за их труд.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав ДУРНЕНКОВ, драматург:
— Академгородок не просто точка на карте, это место силы. Вернее, то место, где сталкивались встречные потоки, возникали турбулентность, хаос, синергия, где была воплощена советская утопия о городе науки, городе будущего, главной магистралью в котором стала научная мысль.

СПРАВКА
В спектакле заняты артисты: Яна Балутина, Анатолий Григорьев, Сергей Дроздов, Олеся Кузьбар, Тимофей Мамлин. Художник – Алексей Лобанов (Москва).

Фотографии статьи
Академик Александр Асеев в прямом диалоге с режиссером Семёном Александровским. Фото Алексея ФЕДОРОВА
Фото Алексея ФЕДОРОВА