USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Путешествие из деревни в город

Колонна Толмачевского объединенного авиаотряда на первомайской демонстрации. 1988 год
Колонна Толмачевского объединенного авиаотряда на первомайской демонстрации. 1988 год

Биография города авиаторов, военных и геодезистов начинается с появлением на карте Транссиба новой станции Толмачёво

Юбилей, который город Обь отмечает в этом году, на самом деле только часть истории — 45 лет с момента присвоения рабочему поселку статуса города районного подчинения.

Произошло это в начале мая 1969 года. Этот знаковый момент жители Оби традиционно отмечают в третье воскресенье июня — в День города, учрежденный в 1998 году. В городской архивной службе подготовили по такому случаю электронную выставку архивных документов, охватившую период от учреждения поселка, объединившего в 1947 году городок аэропорта и военный городок с частью деревни Толмачёво в пределах реки Власиха, до современных дней.

От разъезда до завода
— В 1895 году мимо деревни Толмачёво проложили рельсы Транссибирской железной дороги, — рассказывает Наталья Повелко, начальник отдела архивной службы администрации города Оби. — Сначала был построен разъезд, а затем и станция. Уже через год здесь возвели каменное паровозное депо с мастерскими, водонапорную башню и вокзал для пассажиров. За десятилетие население Толма­чёво выросло многократно — к 1917 году проживали 1 367 человек.

В тридцатые годы в Толмачёво были созданы небольшие авиационные мастерские, которые в 1941 году включили в состав Новосибирской военной авиационной школы.

Через 20 лет 26-й авиационный ремонтный завод ВВС в Оби (войсковая часть № 13838) одним из первых в стране освоил ремонт сверхзвуковых истреби­телей-перехватчиков СУ-9, СУ-11, а с 1970 года — СУ-15 и ТУ-128. Численность работающих увеличилась до 1,5 тысячи, в состав предприятия входило шесть цехов, 11 отделов, развитая социальная сфера — клуб, детский сад, столовая, пионерский лагерь. Строилось жилье для работников завода.

В 1978 году введена в строй котельная с че­тырь­мя котлами ДКВР13.20, отапливавшая как производственные помещения завода, так и жилые дома военного городка, военторг, казарменный фонд, гарнизон.

С 1993 года часть переименована в государственное предприятие «26-й авиационный ремонтный завод». В 1995 году с производства была снята основная ремонтная номенклатура — самолеты СУ-15ТМ, началось освоение технологии починки самолета нового поколения — СУ-27.

Здесь учились будущие космонавты
Тема авиации становится опорной в истории города в годы Великой Отечественной войны. В 1941 — 1958 годах в Толмачёво базировалось Сибирское военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского Красно­знаменного пролетариата, курсантами которого были такие известные летчики-испытатели и летчики-космонавты, как Герман Титов, Павел Попович, Борис Волынов.

Возвращаясь в 1941 год, отметим еще одно судьбоносное событие в истории города: в апреле в северной части тогда еще поселка Толмачёво приступили к строительству воен­ного аэродрома. 12 июля 1957 года из толмачевского аэропорта в Москву с промежуточной посадкой в Свердловске впервые в рейс 020 отправился экипаж ТУ-104. На борту гражданского воздушного судна находились 50 пассажиров. С тех пор аэропорт заработал в регулярном режиме. Это событие и стало днем рождения аэропорта Толмачёво — градообразующего предприятия, сыгравшего важную роль в становлении поселка и затем города Оби.

Среди почти сотни экспонатов архивной фотовыставки есть уникальная фотография — вид аэропорта в 60-е годы.

Военно-промышленный акцент
В конце 30-х годов на станции Толмачёво в бараках расположились вспомогательные механические мастерские, которые обслуживали Военно-строительное управление Сибирского военного округа. Они занимались ремонтом техники, изготовлением строительных материалов, гвоздей. Здесь же было организовано литейное производство. В 1946 году мастерские реорганизованы в ремонтно-механический завод № 2 Военно-строительного управления № 30.

К 1955 году он был специализирован на изготовлении сани­тарно-технических изделий, а 1 мая 1959 года переименован в Новосибирский завод сантехнических изделий № 4 треста «Сибсантехмонтаж». На предприятии работали почти 300 человек.

— Интересна судьба здания гарнизонного Дома офицеров, — отмечает Наталья Повелко. — Многие десятилетия он был своего рода центром жизни сначала поселка, а потом и города Оби. Здесь проходили все значимые мероприятия, концерты, праздники, устраивали танцевальные вечера. В 90-е годы прошлого века здание пришло в запустение. В 2003 году его в полуразрушенном состоянии передали на попечение Новосибирской епархии. При поддержке администрации области здание 1938 года постройки было восстановлено, с 1 октября 2007 года здесь приступила к занятиям первая группа студентов Новосибирской духовной семинарии.

Жизнь била ключом
В 1958 году в рабочем поселке Обь начала работать коммунальная баня. Расценки на помывку в общих моечных залах составляли 1 рубль 60 копеек, в душевых — 2 рубля за час, в ванной — 4 рубля.

Весной 1961 года на территорию западнее станции Обь приехали строители, которые начали возведение поселка Геофизиков для работников Новосибирской центральной геофизической экспедиции (ЦГЭ). В 1963 году была построена котельная и два двух­этажных дома с печным отоплением, где жили геологи, геофизики, строители и их семьи. Через год началось строительство камерального корпуса, где позже разместилась контора ЦГЭ. Поселок развивался, появились квартал жилых домов, детский сад и магазин «Горизонт»; врачебная амбулатория и детский клуб «Дружба» разместились в здании камеральной конторы.

В 70-х годах в городе Оби построены районный Дом пионеров, детская музыкальная школа с вечерним отделением для взрослых, которая первое время размещалась в городском Доме культуры «Строитель». В ноябре 1979 года в городе открылся самый большой универсальный магазин «Обь» с торговыми залами общей площадью 900 квадратных метров. В тот же год сдано в эксплуатацию здание Дворца культуры «Крылья Сиби­ри» со спортивным залом, которое было в ведении Толмачевского авиационного предприятия.

На базе фабрики бытового обслуживания населения в разное время работали швейное ателье и несколько цехов — трикотажный, обувной, текстильной галантереи, а также ремонта бытовой техники, столярный, часовая мастерская, приемные пункты химчистки, прокатный пункт, диспетчерская, автопарк, четыре парикмахерские, одна из которых работала круглосуточно.

ДАТЫ
1948 г. 8 000 жителей, восемь улиц, средняя школа, две лечебных амбулатории, больница, родильное отделение на семь коек, клуб, две библиотеки плюс одна передвижная, три парикмахерских, шесть магазинов, чайная, павильон, две общественные бани, прачечная, детские ясли.

1969 г. Статус города районного значения, более 20 тысяч жителей

1989 г. Город Обь областного подчинения, 25 тысяч жителей, 382 предприятия и организации, в т. ч. четыре дневных общеобразовательных школы, Дом культуры, три библиотеки, две больницы, три поликлиники, три муниципальных магазина

1990 г. — 1998 г. Образованы прокуратура города Оби, Государственная налоговая инспекция по городу Оби, Обской городской народный суд, отдел федерального казначейства Министерства финансов РФ по городу Оби, управление Пенсионного фонда РФ в городе Обь, отдел судебных приставов

2004 г. Учреждены герб и флаг города Оби. Номера в Гераль­дическом регистре РФ: 1596 и 1597

2013 г. В Оби 66 улиц, 26 переулков, численность населения — 26 857 человек

Фотографии статьи
Наталья Повелко держит в руках папку с первыми в истории города Оби архивными документами: книгой протоколов заседаний оргкомитета Обского поселкового Совета депутатов трудящихся за 1947 год
Продажа продтоваров и напитков рабкоопом на празднике «Проводы русской зимы». 1974 год