USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Права ради безопасности

Виталий МАСЛЮК
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Станет ли меньше ДТП после того, как владельцы мопедов и скутеров начнут получать водительские удостоверения?

Государственная дума РФ наконец-то приняла разрабатывавшийся почти три года закон, который, в частности, обязывает водителей скутеров и мопедов получать права. Он уже вступил в законную силу, но сегодня ситуация такова, что, несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, получить заветные корочки даже при большом желании пока не представляется возможным.

Немного подождать?
Всего же в новом федеральном законе число категорий транспорта увеличено вдвое — с пяти до десяти, плюсом идут шесть новых подкатегорий. Авторы инициативы объяснили эту меру тем, что новые транспортные средства превосходят по уровню сложности и техническим параметрам ранее выпускаемые машины и мотоциклы. Поэтому и от водителей требуются особые умения.

Например, права категории А1 будут выдавать водителям мотоциклов с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, B1 предназначены для квадроциклов и трициклов, D1 — для автомобилей, рассчитанных на перевозку от 8 до 16 пассажиров. Кроме того, появились «буквы» для трамваев (Tm) и троллейбусов (Tb), а также категория для мопедов или скутеров, обозначенная буквой M, вокруг которой до сих пор не утихают споры.

В связи с тем, что такой «облегченный» вид транспорта пользуется особой популярностью у молодежи, то получить водительские удостоверения этой подкатегории можно будет с 16 лет. Примечательно, что владельцы прав любой другой категории получат категорию М по умолчанию.

На недавней пресс-конференции начальник областной ГИБДД Сергей Штельмах заявил, что в настоящее время открыть категорию М могут лишь те, у кого уже есть водительские удостоверения. Однако обучение вождению мопедов и скутеров в области еще не началось. Это связано с тем, что пока не действуют стандарты на новые категории прав. Но в автошколах особой проблемы в этом не видят. Ведь, к примеру, получив категорию А (мотоцикл), можно спокойно управлять и мопедом. В среднем за два месяца курсов нужно заплатить около 14 тысяч рублей.

— Получение прав категории М будет интересно только несовершеннолетним. И то при условии, что родители пожелают оплатить их обучение, — считает начальник одной из новосибирских автошкол Валерий.

Все по-настоящему
С приходом теплой погоды из года в год автоинспекторы начинают фиксировать нарушения, совершаемые водителями мотоциклов и мопедов.

— В минувшем году на дорогах региона произошли 274 ДТП с участием мототехники, в которых 32 человека погибли и 285 получили травмы различной степени тяжести. В летний период с участием двухколесной техники происходит каждое десятое ДТП, — отметили в Главном управлении МВД России по Новосибирской области.

При этом нельзя не отметить, что в последнее время большинство водителей скутеров и мотоциклистов в основном ездят в шлемах и на зарегистрированных транспортных средствах.

— Мы знаем случаи, когда сегодня мальчику на день рождения родители подарили мопед, а завтра он погибает. Считаю, что мы просто не можем не заниматься регламентацией этого процесса. Здесь все способы хороши — введение жестких правил, контроль, просветительская работа, в том числе с родителями, — уверена председатель правления Новосибирской областной общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Форпост» Ирина Морозова.

Выдача прав, по логике, должна уменьшить количество аварий. После того как владелец скутера или мопеда их получит, он станет полноправным участником дорожного движения. Его можно будет наказывать, как и автомобилистов, в случае провинности. Если водитель скутера совершает нарушение, из-за которого у него отберут права, то он лишится права управления всеми остальными категориями транспорта, которые открыты в его водительском удостоверении.