А где-то живёт его крестник…
Все было как обычно. Пассажирский поезд миновал Черепаново и мчал в направлении Новосибирска. За окном темнело. Все было спокойно. Однако на перегоне между Сельской и Бердском, где расположена казарма путейцев, машиниста ждала неожиданность — сигнал остановиться: на путь выбежали путейцы с красным фонарем, руками машут…
Экстренное торможение. «Мало ли что стряслось! Выглядываю, — вспоминает Алексей Иванович Дечко, — подбежавшие говорят: «Женщина рожает! К врачу срочно надо…» Не растерялся, отвечаю: «Давайте немедленно ее и сопровождающего в заднюю кабину. А я по связи скорую вызову…»
Скорая помощь приняла роженицу на Новосибирске-Южном. Женщина чувствовала себя нормально. Поезд двинулся дальше, а будущую маму благополучно доставили в больницу, где у нее вскоре родился сын.
Алексей Иванович уже и подзабывать про этот случай стал, как его отыскали счастливые родители младенца и сообщили, что сына нарекли в его честь Алексеем.
— Мы с ними потом долго дружили! Я к ним в гости частенько ездил крестника навестить. По грибы вместе ходили. А потом они уехали из Новосибирска куда-то… — рассказывает Дечко.
Вслед за братьями
Интересно, кем стал тот Алёшка, едва не увидевший белый свет в задней кабине пассажирского поезда?! Сам Алексей Иванович первое впечатление о железной дороге вынес из раннего детства. Большая многодетная семья проживала в глубинке частного сектора Октябрьского района на улице Хитровской.
— Наш дом стоял недалеко от железной дороги… Я всегда, заслышав паровоз, выбегал на насыпь и любовался мощью железной махины. И думал, что человек, который сидит в кабине, — герой, — с улыбкой говорит ветеран.
Главным примером для подросшего Алёши, повлиявшим на профессиональный выбор паренька, стал двоюродный брат — машинист Пётр Павлович Дечко. Глядя на него, Алёшка понял: все возможно. Позднее в династию железнодорожников Дечко влились еще два машиниста — тоже двоюродные братья нашего героя.
«У нас родня очень большая», — рассказывает Алексей Иванович. Сам он был пятым ребенком в семье, и младше его детки тоже имелись. Родители, Иван Данилович и Матрёна Ефимовна, были из рабоче-крестьянской среды. Люди малограмотные и, как водится, очень трудолюбивые, привыкшие к трудностям, они вели свое хозяйство, пытаясь прокормить, воспитать и вывести в люди многочисленных сыновей и дочек. Старшие братья, подрастая, старались снять с их плеч часть забот, помогали как могли. И Алексей стремился как можно скорее встать на самостоятельный путь, чтобы маме и отцу, прошедшему еще Первую мировую и потерявшему здоровье, было полегче.
Алёша окончил семь классов в школе на Выборной (теперь уж ее нет — снесли) и поступил в железнодорожное училище № 2, куда спустя много лет его позовут преподавать и где он станет наставником таким же мальчишкам, привлеченным романтикой железных дорог.
Первый опыт
Родители выбор сына одобрили. Шел 1955 год, и хоть, казалось, минуло десять лет с войны, хозяйство страны было не полностью восстановлено, и большинство людей жили бедно. А тут сыночку в училище выдали и парадную форму, и повседневную, кормят хорошо! Да и дело он выбрал серьезное, настоящее. Словом, в жизни не пропадет, и люди уважать будут.
— Несмотря на переживаемые трудности, нам создали все условия — только учись, овладевай профессией, — вспоминает Алексей Иванович.
От дома до училища будущий железнодорожник добирался девять километров на «передаче». «Так тогда называли деревянные вагоны пригородного движения, которые прицепляли к паровозу», — поясняет Дечко.
В мастера им назначили Василия Васильевича Скурихина, который был подросткам, по воспоминаниям нашего героя, как отец родной: все рассказывал, показывал, учил, наставлял. Мастер всегда повторял, что железнодорожная профессия не только ответственная, но и очень почетная. Мальчишки это крепко усвоили.
В депо Новосибирска-Главного Алексей Иванович Дечко пришел в 1957 году и остался там на всю жизнь. Сначала немного поработал в грузовом движении, затем попал в помощники к опытному машинисту Фёдору Ивановичу Царенко, о котором вспоминает с огромной теплотой.
— Очень мудрый человек был: для старого — стар, для малого — мал. Внимательный, вдумчивый, спокойный, знающий, по-отечески заботливый. Он когда-то работал заместителем начальника депо, а потом снова перешел в машинисты. Дело знал досконально! И меня тому же учил, — вспоминает Алексей Иванович.
С оглядкой на пройденный нашим героем путь сегодня можно сказать, что он, когда ему выпадет черед воспитывать и учить молодежь, станет, несмотря на достаточно молодой возраст, таким же мудрым, грамотным и надежным наставником.
— Помню, первую получку домой принес. Мама руками всплеснула: «Ты где столько взял? Неужто украл…» — смеется наш герой. Алексей всегда как мог помогал своим пожилым родителям и младшим ребятишкам в большой и дружной семье.
С Фёдором Ивановичем Царенко наш герой проездил на пассажирских поездах Барабинского направления чуть больше года. Опытный машинист оценил знания, пытливый ум и старание подросшей молодой смены и дал Алексею рекомендацию. В скором времени Алексей Дечко окончил курсы машинистов, организованные при депо, экстерном сдал на права и поехал в самостоятельный рейс.
Скажи, кто твой помощник, и я скажу, кто ты
Как машинист он снова некоторое время поработал в грузовом движении, потом перешел на пассажирские поезда. Постоянно повышая свою квалификацию, Алексей Иванович через несколько лет стал машинистом первого класса. В одной из публикаций, посвященных 70-летнему юбилею нашего героя, в «Транссибе» один из его коллег, ветеран ЗСЖД Юрий Киселев пишет:
«Впервые с ним мы встретились и познакомились в далеком 1948 году, когда мне было 18, а Алексею — 11. Я только что начал работать помощником машиниста паровоза в депо станции Новосибирск-2 (теперь — Новосибирск-Южный). Мой паровоз стоял для въезда в цех. Я обдувал сжатым воздухом экипажную часть и заметил, что за моей работой наблюдает мальчик. Он подошел ко мне и задал вопрос по устройству паровоза, мы с ним тогда и познакомились, поговорили.
И случилось в жизни так, что через 12 лет Алексей Дечко стал моим наставником. В 1959 году поезда до Барабинска уже возили электровозы. Я работал на маневровом паровозе, и нужно было переучиваться. Стал посещать занятия в депо. Опытом эксплуатации электровозов со мной делился Алексей, к тому времени машинист со стажем. После занятий в классе он вел меня на электровоз и учил всему, что необходимо знать помощнику машиниста. А еще через 19 лет Алексей Иванович вновь помогал мне в овладении секретами вождения электропоезда…»
Скольких помощников машиниста выучил Дечко, подсчитать трудно, но вот самых-самых, кого помнит и кем гордится, ветеран и сегодня назовет легко. Пётр Сягунов — в пассажирском движении, на электропоезде — Фёдор Малинин. Шесть лет они отъездили вместе, а потом Фёдор тоже стал машинистом. Кстати, дольше всего Алексей Иванович работал именно в пригородном движении, причем 17 лет из них — в одно лицо.
— Я одним из первых поехал в одно лицо. При такой организации движения на машиниста накладывались особые обязанности, но все было продумано, предусмотрено инструкцией, мы прошли специальное обучение. А сегодня машинисты электропоездов снова ездят с помощниками, — говорит ветеран.
О нем многократно писали газеты: и железнодорожные, и местные «Вечёрка» и «Советская Сибирь». Одна из заметок того времени рассказывает:
«Алексей Иванович Дечко активно поддержал инициативу передовых машинистов сети железных дорог по возрождению в современных условиях лунинского метода ухода за электропоездом, что позволило сократить простой на плановых видах ремонта и улучшить культурное обслуживание пассажиров.
В течение всей прошедшей пятилетки он работал в одно лицо — без помощника машиниста. Передовой метод обслуживания подвижного состава позволил экономить в год полторы тысячи рублей. А пятилетнее задание перевозок пассажиров машинист Новосибирского локомотивного депо Дечко выполнил за 4,5 года, сэкономив 41 тысячу киловатт-часов электроэнергии».
И вновь через несколько лет:
«В локомотивном депо Новосибирск хорошо знают машиниста первого класса Алексея Ивановича Дечко. В колонне пригородного движения с него берут пример, на него равняются. Он одним из первых начал водить электрички в одно лицо. Трудится четко, без промахов. Задание девятой пятилетки он выполнил за четыре года.
Отличное начало у Алексея Ивановича и в десятой пятилетке. Свои обязательства — сберечь в 1976 году 6 000 киловатт-часов электроэнергии, водить поезда строго по расписанию, не иметь жалоб от пассажиров — он успешно выполняет».
Главное — безопасность
Работа: день — 12, потом ночь — 12, двое суток отдыха. Режим привычный. Трудиться на совесть Алексея Ивановича с малолетства приучили родители. Он на самом деле из породы ударников, победителей соцсоревнования, то есть энтузиастов, умеющих думать прежде о деле, а потом о себе.
Смеется: вроде ничего особенного не делал, просто работал хорошо, выполнял показатели, экономил электроэнергию. Главное для машиниста — отсутствие аварий.
— Я постоянно повышал свои знания. Сам учился и ребят учил, всегда был в кругу более молодых коллег, с которыми занимался. Вскоре меня поставили старшим машинистом, и я регулярно вел техзанятия. Мне было важно помочь человеку досконально понять устройство электровоза. Мы разбирали конкретные ситуации, трудности, с которыми коллеги сталкивались в работе, определяли, как действовать в той или иной ситуации.
Молодой передовик производства, ударник нескольких пятилеток, победитель соцсоревнования, Алексей Дечко получил свою первую государственную награду — орден Трудовой Славы третьей степени в… 24 года. А через два года ему был вручен еще один орден. Второй степени.
Газеты писали:
«За ударный труд, активную общественную работу Алексей Иванович дважды награждался значком «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», «Ударник десятой пятилетки».
«Самоотверженный труд машиниста в девятой пятилетке отмечен орденом Трудовой Славы третьей степени. А в этом году на его груди засверкал орден Трудовой Славы второй степени — награда за успешное выполнение заданий десятой пятилетки, активное участие в общественной жизни».
— Что важно для машиниста? Надо быть бдительным, внимательным. Рассеянный человек не может на такой работе. Вредных привычек тоже лучше не иметь. Всегда надо помнить, что за тобой — полторы тысячи человек, ни в чем не повинных.
Кстати, о вредных привычках. Когда-то машинист Дечко «дымил как паровоз». Курил часто, особенно в ночных поездках, чтобы не терять бдительности. Туда — пачка сигарет, обратно — столько же. А потом доктор сказал: или-или. И он бросил. Так что можем добавить, что машинист вдобавок должен иметь железную волю: принять решение и твердо ему следовать.
Вероятно, в том числе и за это качество Алексея Ивановича ценило руководство и активно привлекало к общественной работе. В разные годы он был и пропагандистом системы политпросвещения, и членом парткома, затем райкома, потом обкома партии. В частности, курировал вопросы, связанные с железной дорогой.
Сердце, отданное молодым
На пенсию Алексей Иванович, как положено машинисту, вышел в 55 лет и, как ни трудно это представить, уже 21 год является ветераном. Но, как все люди с неспокойным сердцем, продолжает активно заниматься общественной работой.
Но еще раньше, за некоторое время до наступления пенсионного рубежа, Дечко пригласили в родное училище поработать мастером. Сначала на два месяца с сохранением средней зарплаты. Эти два месяца вылились в восемь лет.
Депо периодически пыталось забрать его назад. Но в училище резонно отвечали: «Вы одного машиниста хотите вернуть, а мастером он вам десятки толковых машинистов воспитает!» И руководство депо отступило.
Рука тверда, и взгляд уверен,
А светофор зовет вперед.
И Алексей Иваныч, долгу
верен,
Детей воспитывать идет.
Пусть солнце светит
вам всегда,
Пусть будет вам удача,
Чтоб не болела голова…
И процветала дача!
Эти стихи Алексею Ивановичу посвятили его ученики и коллеги по училищу. Опытный машинист выучил и выпустил три группы.
— Толковые ребята. Многие и сегодня работают — не ушли в другую сферу. Мы с ними встречаемся, общаемся, — говорит ветеран. — Машинист — профессия трудно воспитываемая, долго воспитываемая. Но очень хорошая, надежная.
Среди лучших его учеников этого времени — однофамильцы Константин Михайлов и Алексей Михайлов, а также Валерий Воронов. О нем — разговор особый.
— Учился у меня один мальчишка… Хороший, прилежный, вдумчивый паренек. Отец у него рано умер, мама лифтером работала. Трудно ей приходилось, но парень вырос отличный. Он старательно учился, да еще и другим помогал. Стал отличным помощником машиниста, а затем и машинистом, потом мотрису начальника железной дороги водил. Это Валера Воронов. Он так и остался на железной дороге, «прирос», как говорится. Верен долгу. Он лучший мой ученик.
— Сейчас все люди другие, — продолжает размышлять Алексей Иванович. — Знают свои права, а энтузиазма такого нет, как в наше время. Вот даже проблема с помощниками на железной дороге периодически возникает, хоть постоянно выпускают ребят. А они попробуют работу «на вкус» и уходят туда, где полегче. Но есть и в этом поколении парнишки с горящими глазами, которые пришли по призванию, и всегда такие будут!
Еще один главный ученик Дечко, воспитанный на личном примере Алексея Ивановича, — сын Юрий, тоже ставший машинистом. После армии окончил курсы при депо и вперед — по стопам отца. Сын прошел те же этапы: грузовое движение, пассажирское, а сегодня машинист первого класса Юрий Дечко водит электропоезда.
Газета писала:
«Сын Юрий пошел по стопам отца. Он машинист 1-го класса Новосибирского локомотивного депо. Сейчас уже пятое и шестое поколение славной династии Дечко трудится или мечтает работать на железнодорожном транспорте».
Елизавета Афанасьевна, супруга нашего героя, много лет проработала во Дворце культуры железнодорожников. Алексей Иванович признается, что искренне благодарен своей жене за то, что она не только всегда была хорошей хозяйкой и доброй мамой их детям, но и настоящей хранительницей мира и покоя в доме. Когда он отправлялся в поездку, всегда на сердце было спокойно. Елизавета Афанасьевна неизменно провожала мужа на работу и встречала его из рейсов.
Самое юное поколение семьи Дечко — внук, названный в честь деда Алексеем, и внучка Юля, которая учится в училище связи. А маленькая правнучка Валерия — главная отрада прадедушки.
Всегда в строю
В день, когда мы с Алексеем Ивановичем назначили интервью, у него было еще одно важное мероприятие — совещание общественных инспекторов по безопасности движения. В этой своей общественной деятельности герой нашего очерка чувствует себя как рыба в воде. И знания, и опыт ему в подмогу, а главное — он снова среди своих. Дечко рассказывает:
— Мы с Иваном Константиновичем Врадием, бывшим заместителем начальника депо, у Ивана Алексеевича Гончарова общественными инспекторами по безопасности движения работаем. Вот и сегодня совещание было. Работы много! Сейчас все перестраивается на железной дороге, большие перемены идут. Важно, чтобы безопасность по-прежнему была на высоте.
Что именно делаем мы, ветераны? Приходим с проверками. Хочу отметить, что я никогда не веду себя как какой-то инспектор, а скорее как старший товарищ, наставник. Мое дело — подсказать, посоветовать. Главное, чтобы дело ладилось и человек понял, а не обиженный остался. Никогда у меня не было конфликтов ни с машинистами и помощниками, ни с мастерами, ни с руководителями цеха эксплуатации. Вежливо и в легкой форме скажу, что вот это, мол, надо устранить. Тогда и взаимопонимание легко найти.
Не сидится на заслуженном отдыхе ветерану, не может он без дела. Хотя с годами наконец-то пришли и тяга к природе, и любовь к даче, на которую раньше просто не хватало времени. И почитать теперь больше возможностей.
— Помню, в детстве неподалеку от нашего дома была небольшая библиотека. Книжки тогда очень ценились, и потому библиотекарь требовала в залог пятьдесят рублей и паспорт родителя. Помню, я еле уговорил маму. А читать-то некогда — надо помогать родителям. Поработаешь, потом — шасть в сарайку. Спрячешься в уголке где-нибудь и читаешь. Я очень любил приключенческие романы и книги про войну…
Юный Алексей Дечко наизусть знал имена всех крупных военачальников, без запинки мог рассказать, где и когда состоялись крупные военные операции и главные сражения Великой Отечественной войны. Любовь к книге, к знаниям, как и любовь к железной дороге, Алексей Иванович Дечко пронес через всю жизнь.