USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Парень чернокожий, на Деда Мороза похожий

Светлана ГРОМОВА
Джуд Ойеволе сменил солнечную Нигерию  на холодную Сибирь. Фото Аркадия УВАРОВА
Джуд Ойеволе сменил солнечную Нигерию на холодную Сибирь. Фото Аркадия УВАРОВА

В Новосибирске вместо волшебника с белой бородой и посохом дарит подарки детям парень из Африки

Традиция приглашать перед Новым годом Деда Мороза на корпоративные мероприятия и домой, наверное, не умрет никогда. В Новосибирске среди армии стандартных Дедов сильно выделяется один. И сразу понятно чем — цветом кожи.

Почему экзотический Мороз Джуд Ойеволе сменил солнечную Нигерию на холодную Сибирь, узнавал наш корреспондент.

Парень учится на третьем курсе факультета гуманитарного образования НГТУ. Родной язык его — английский, но по-русски Джуд говорит неплохо. Шутит, что и без диплома он уже специалист в сфере хорошего настроения. Возвращаться на родину не спешит, хочет остаться работать в России. А чтобы окончательно обрусеть, в Новый год стал Дедом Морозом. Он уже третий декабрь перевоплощается в сказочного персонажа, чтобы подарить людям ощущение чуда и праздничное настроение.

Песни с акцентом
— Джуд, что подвигло тебя стать новогодним волшебником?

— Все началось три года назад после выступления в НГТУ. На Новый год нужно было представить свою страну. Я надел костюм Деда Мороза и сразу вошел в образ. Спел песню, всем понравилось. Зрители мне долго аплодировали. А на следующий день приехали журналисты телеканалов брать интервью и попросили визитку. Это меня очень удивило. Ведь я никогда не думал, что могу получать деньги за свои выступления. Через несколько дней ко мне обратились сотрудники одной из фирм и предложили спеть на корпоративе две песни за три тысячи рублей. Я согласился, и с этого началась моя карьера Деда Мороза.

— Какой образ ты создал?

— Как вы представляете нормального Деда Мороза? Он белый, большой, бородатый, у него есть Снегурочка. Это дед, дедушка. А я подумал: а почему бы не сделать молодого темнокожего Деда Мороза? И даже не Деда, а Дядю Мороза, или Брата Мороза. Он должен быть необычным, чтобы понравиться русским. У меня нет бороды и посоха, только халат, штаны и шапка. Костюм Деда Мороза ношу даже на улице, в метро. И меня это нисколько не смущает, а наоборот, нравится. Я ведь дарю людям новогоднее настроение — все на меня смотрят, улыбаются.

— Выучил ли ты какие-нибудь новогодние песни?

— На русском языке я знаю несколько песен, только одна из них новогодняя — группы «Дискотека Авария». «Новый год к нам мчится, скоро все случится…» (напевает). Еще на корпоративах я пою песни Стаса Михайлова «Всё для тебя» или «Букет из белых роз». Это мой подарок для взрослых. Ведь они меня, так же как и дети, дружно призывают: «Дед Мороз! Де-душ-ка Мо-роз!» Для детей я пою песни только на английском языке. У меня нет времени, чтобы выучить их, поэтому решил петь английские песни, которые хорошо известны. К примеру, «We wish you a merry Christmas and a happy New Year». А разговаривать по-русски могу легко. Я не думаю, как правильно произносить то или иное слово, в каком падеже его употребить. Потому что хочу говорить свободно и быстро.

Разоблачить Санта-Клауса
— Дети не боятся шоколадного Деда Мороза?

— Мало кто пугается, даже наоборот — пищат от восторга и спрашивают: «Дед Мороз, ты на чем добрался?» Я отвечаю, что приехал из Африки на зебре или слоне, и тогда дети просят увезти их в теплые страны (улыбается). Другим говорю, что живу в Новосибирске. Они интересуются, не холодно ли мне, привык ли к морозам. Я знакомлюсь с ребятами, узнаю, как у них дела, а после исполнения песен и стихов дарю подарки. Они признаются, что я прикольный. Современные дети прямы, а некоторые даже пытаются разоблачить. Иногда спрашивают: «Ты же не принесешь нам подарок?», «Ты же нам врешь, что ты настоящий?»

— У тебя на родине, в Африке, существует аналог Деда Мороза?

— В Нигерии есть Санта-Клаус. Но если честно, то я вообще никогда не верил в него. Я в детстве был упрямый чувак и не стремился быть похожим на всех остальных. На празднике, пока другие дети плакали, испугавшись Санта-Клауса, я срывал с него бороду и кричал, что знаю, кто он. Ни в какие чудеса не верил, просто ждал, когда родители подарят новый пистолет или какую-то другую игрушку. Когда повзрослел, сам стал наряжаться в Санта-Клауса и поздравлять детей в частной школе, которой руководит моя мама. Когда родители узнали, что я стал Дедом Морозом, пришли в шок в хорошем смысле этого слова. Они спрашивали: «Черный Дед Мороз в России? Неужели у русских своего нет?»

В Нигерии нет елок
— А как в Нигерии празднуют Новый год?

— Мои родные живут в городе Ибадан — самом крупном по численности населения в Африке. Новый год для нас — это большой праздник. В нашей семье принято на Новый год собираться за общим столом. В Нигерии мужчина — главный в семье, поэтому все дети и близкие родственники должны в эту ночь находиться у него дома. Все радуются, веселятся, танцуют, кушают, дарят подарки, загадывают желания, носят красивые национальные костюмы. Бывает, что мы отмечаем Новый год по два-три дня. У нас нет ни хороводов вокруг баобаба, ни жареного бегемота на праздничном столе. Традиционное блюдо в Африке — это jollof rice, национальный плов, который готовится из любого мяса. Мы варим его из говядины. Также готовим блюдо iyan из ямса — овоща, который растет в земле и похож на русскую картошку, только гораздо больше по размеру. Его клубни весят 4 — 8 килограммов.

У нас не наряжают елки. Только единицы могут поставить искусственное дерево сhristmas tree. Мы делаем декорации, украшаем дом гирляндами. Я мечтаю побывать с гастролями на родине и рассказать, как празднуют Новый год в Сибири. У нас в семье четверо детей. Мой старший брат — дипломат ООН, младший учится на географа в университете Уэллса, а сестра работает врачом в Великобритании.

— Где ты будешь отмечать Новый год?

— На работе. У меня все новогодние праздники расписаны. В день по 10 — 11 заказов. Я начинаю работать с десяти вечера 30 декабря, заканчиваю в пять утра 1 января. Объездил всю Сибирь, был во многих городах: Норильске, Кемерово, Барнауле, Белокурихе, Бийске, Красноярске, Улан-Удэ. После выступлений встречаюсь с друзьями, отмечаю Новый год. В этом году получится собрать их только 6 января, потому что я уезжаю на гастроли на Алтай. У меня в Новосибирске есть друзья из разных стран: Нигерии, Ганы, Конго. Мы все черные, все братья. Когда я в Новосибирске встречаю темнокожего незнакомого парня, я радуюсь. Обнимаю его и называю братом, спрашиваю, откуда он. Это просто потому, что нас тут мало.

Новосибирск стал родным
— Что ты делаешь в остальное время года?

— Я занимаюсь шоу-бизнесом: танцую, пою, устраиваю вечеринки, выступаю на свадьбах, днях рождения, работаю барабанщиком, даю мастер-классы, занимаюсь репетиторством по английскому языку, доставкой цветов, продаю африканские костюмы. Придумываю постоянно что-то новое и этим хорошо зарабатываю. Считаю, что специальность, которую я получаю, а это социальная работа, очень тесно связана с тем, что делаю сейчас.

Я пытался устроиться на работу в офисе. Но уже с первых минут понял, что не смогу девять часов усидеть на одном месте перед компьютером. Без драйва и музыки я не вижу радости в своей жизни. Я такой человек, что мне нужно что-то постоянно делать, куда-то бежать, слушать музыку, танцевать. Мне хорошо, потому что я встречаюсь с разными людьми и поднимаю им настроение.

— После окончания учебы ты собираешься вернуться на родину или останешься жить в России?

— Я приехал в Новосибирск и понял, что это мой город. Я понимаю русский язык, менталитет, культуру, традиции. К климату, к морозам уже привык. Мне так же холодно, как и вам. За три года я уже стал сибиряком. У вас ведь говорят: сибиряк — это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается...

ЦИФРА
Более 130 новосибирских школьников стали победителями и призерами международных, всероссийских, региональных олимпиад и конкурсных мероприятий, состоявшихся в 2012 году