USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Про рисунки из окопа и довоенные фотографии

Юлия НАЗАРЕНКО
Художник рисовал, когда шел бой, слышался грохот разрывающихся снарядов, и не знал — будет ли он жив через минуту… Рисунки Павла БОГОМОЛОВА
Художник рисовал, когда шел бой, слышался грохот разрывающихся снарядов, и не знал — будет ли он жив через минуту… Рисунки Павла БОГОМОЛОВА

Народная летопись, посвященная 75-летию Новосибирской области, пополняется новыми воспоминаниями наших читателей.

Старая фотография. Как много она может рассказать, еще больше — целый фотоальбом с потемневшими от времени уголками страниц. А рисунки из окопа, сделанные нашим земляком в 1942 году под Сталинградом? Обладатель уникального наследия — новосибирец Владимир Богомолов, сын художника-иллюстратора, работавшего до войны в издательстве «Советская Сибирь».

Живая акварель
На фронт Павел Федотович Богомолов уходил дважды. 21 ноября 1941 года был мобилизован. В 1942-м после ранения в боях под Сталинградом попал в госпиталь, а потом ненадолго домой, в Новосибирск. Привез с фронта два альбома с зарисовками и акварелями, в которых и сегодня, спустя 70 лет, оживают эпизоды с поля битвы, освобождение сел, небо и земля — в одинаково красном зареве взрывов.

Подумать только, в обыкновенном вещмешке рядом с ложкой и оловянным кружаком носил солдат за плечами акварель и кисти. Перелистываем страницы. Под пальцами шелестит время. Причем ощущаешь его натурально. И даже поверить трудно, что создавали рисунки не вчера, а 70 лет назад. С натуры!

Качество бумаги — изумительное. Такую сейчас за гроши не купишь. Вот наброски, которые 30-летний художник делал на привале, урывками между боями и марш-бросками. А дальше уже законченная картина, собранная из нескольких прорисованных отдельно деталей: силуэты, лица, оружие, кровь на рукаве. Рисунки теплые. И не только в цветовой палитре дело — они в самом деле будто живые.

Так угодно было судьбе, чтобы солдат попал домой, оставил свои живые рисунки для потомков. Второй раз солдатские сапоги Богомолов примерял на пару размеров меньше — после обморожения остался без пальцев ног. Зачем они были нужны солдату? Другое дело — руки.

Последнее письмо от Павла Федотовича датировано 8 сентября 1943 года. Передавал солдат привет своим друзьям, обнимал родных…

Такие были люди
Открываем фотоальбом в добротном жестком переплете. На одном из старых снимков еще довоенной поры — издательство «Советская Сибирь», цех иллюстраторов. К статьям в газетах обычно прилагались схемы, чертежи и рисунки. Это была работа для художников. В здании по улице Советская, 6 рождались шедевры на один день, уходили в тираж, а назавтра из-под руки мастеров выходили новые рисунки: карикатуры, портреты, пейзажи, конечно, в духе советской, коллективистской пропаганды. Критиковать критиковали, но не дай бог, карикатура «провалится» на обратную сторону газетной страницы, где, к примеру, портрет большого руководителя или, что еще хуже, вождя. Тогда поминай как звали что художника, что секретаря, ответственного за выпуск номера.

— Время было, как сейчас говорят, страшное. Но люди, жившие тогда, умели радоваться жизни больше нас, — говорит Владимир Богомолов. — Отец отказался получать квартиру в издательском доме. Он рассчитывал отстроить заново собственный дом на улице Чехова. Неплохо зарабатывал, а потому семья жила безбедно. Были у нас и конь-качалка, и пуховые одеяла, и лыжи у каждого свои. Мама очень хорошо одевалась. Отец печатал свои рисунки в нескольких изданиях. И даже отправлял в Москву, публиковался в журнале «Искусство». У отца, судя по рассказам матери, было отличное чувство юмора. С группой товарищей они организовали цирковую акробатическую труппу (на фото Павел Богомолов стоит у афиши с рекламой выступления любительского трио). Они с успехом выступали в новосибирском шапито на углу улиц Ленина и Урицкого. Цирковые представления тоже приносили деньги.

Остается удивляться и завидовать оптимизму человеческому, глядя на эти фотографии.

Бережно хранят реликвии
— Наши воспоминания пришлись уже на другую эпоху — военные и послевоенные годы. Никаких льгот нам как детям солдата, пропавшего без вести, которых тогда считали дезертирами, положено не было. Мать работала на городской телефонной станции, в здании которой мы и жили, и садик для детей связистов был тут же, во дворе, — подхватывает разговор сестра Владимира Павловича Татьяна, дочь художника Богомолова.

Татьяна Павловна стала очень хорошим проектировщиком, участвовала в создании новосибирского футбольного манежа «Заря». Говорит, что отцовский талант рисования передался в больше степени внучке Юлии. Но продолжателей традиций цирковых в семье пока не родилось.

Дети Павла Богомолова — Владимир и Татьяна — убеленные сединами ветераны труда. Всю жизнь бережно хранят семейные реликвии. В том числе и рисунки, и письма, и документы отца: удостоверение об окончании школы № 2 имени Некрасова в Новосибирске (за три года — с 1925-го по 1928-й — курс семилетки), и трудовую книжку, первая запись в которой была сделана 4 января 1937 года: о принятии на должность художника в газету «Сельская правда». Издание в 1939 году лишилось самостоятельности как убыточное и влилось в областную газету «Советская Сибирь».

КАЛЕНДАРЬ ЭПОХИ
В 1923 году в Новониколаевске выходило 27 газет и журналов. Во второй половине 1920-х годов новосибирцы пытаются воплотить в жизнь идею строительства города будущего — города широких улиц и многочисленных зеленых садов и скверов.

В 1928 году открывается сообщение на авиалинии Москва — Новосибирск — Красноярск (часть будущей авиалинии Берлин — Москва — Пекин).

В 1930-е годы территория Новосибирска расширяется за счет включения в городскую черту пригородных населенных пунктов. В левобережье образуется новый (Заобский) административный район (нынешние Кировский и Ленинский районы).

В 1934 году открывается движение по первым трамвайным маршрутам Новосибирска.

В 1938 году на улицах появились первые легковые такси.

За предвоенное десятилетие население города увеличилось 2,5 раза и к 1939 году достигло 404 тысяч человек.

ФАКТ
Из «Обращения военной комиссии оргкомитета Союза художников СССР ко всем художникам, находящимся в действующей армии и военно-морском флоте»: «В дни войны изобразительное искусство приобретает важное значение и как идейное оружие занимает особое место в борьбе с врагом»

Фотографии статьи
Художник рисовал, когда шел бой, слышался грохот разрывающихся снарядов, и не знал — будет ли он жив через минуту… Рисунки Павла БОГОМОЛОВА
Как вспоминал новосибирский профессиональный цирковой борец Алекс Миров (настоящее имя Олег Абрамов), цирковые «служивые» в те годы выступали непременно под псевдонимом: громкозвучным, интригующим, с французской окраской. К примеру, в городском саду «Альгамбра» «гремел» человек с железными руками — Джон Виго
Цех иллюстраторов «Советской Сибири», 1938 г.
Трио акробатов- любителей (Богомолов, Черных, Миненко) выполняло довольно сложные номера. Фото из семейного архива Павла БОГОМОЛОВА