И пуха, и пера!
На доволенском предприятии по переработке пера «Сибирский пух» устанавливают дорогое немецкое оборудование
Чего только не закупали у населения на переработку еще недавно: шкуры и кости сельхозживотных, дубильное сырье, дикоросы, овощи с подворья… Сейчас в сфере заготовок не стало такого разнообразия. Но в некоторых районах освоены достаточно редкие направления.
Опыт становления
В Довольном, например, прижилась переработка пера и пуха. Этот рынок в России неразвит. Тем удивительнее, что здесь сразу два частника занимаются такими заготовками. «Сибирский пух», который возглавляет Александр Авик, существует уже более пятнадцати лет. Сегодня это предприятие выходит на новый технологический уровень — здесь устанавливают линию по переработке пухо-перового сырья.
Немецкое оборудование фирмы LORCH завезли сюда из Подмосковья — обанкротившаяся фабрика распродавала свои активы. Бывшую в употреблении линию (новая стоит восемь миллионов рублей) взяли подешевле и даже в рассрочку. Тем не менее деньги по местным меркам потребовались немалые. Но ни в долг, ни в кредит не влезли — хватило своих средств, заработанных на пухе. «Если более четырнадцати лет заниматься одним делом и не пускать деньги на ветер, можно сэкономить на переоснащение», — уверен Александр Яковлевич. И это утверждение не голословно — за ним опыт становления собственного предприятия.
В 1998 году Александр потерял работу — попал под сокращение. Тогда и решил с братом Владимиром открыть собственное дело. Предпринимательского опыта — никакого. Чем только не пробовали заняться! Учитывая, что в Довольном много строят, торговали даже кирпичом.
Но со временем неэффективные направления отпали — осталось одно перо. Сначала лишь собирали его, потом наладили и первичную переработку. Оборудование для мойки сырья сделали своими руками. Росли постепенно. Увеличивали объемы закупа, расширяли материальную базу.
Сейчас на предприятии есть заготовители. А поначалу и этим Александр с Владимиром занимались сами.
Дело выгодное, но рискованное
География их деятельности теперь обширна: от Красноярского края и Хакасии до Ульяновской области и дальше. В Доволенском районе фермеры пока мало разводят водоплавающих, несмотря на очень подходящие для этого природные условия. Виной тому вспышка птичьего гриппа, которая произошла на этой территории несколько лет назад. Однако весной здесь появился свой инкубатор, и это направление сельхозпроизводства в районе надеются возродить.
Конъюнктура рынка достаточно благоприятная. Спрос на пухо-перовой полуфабрикат есть, несмотря на то, что качество его на этом предприятии пока не особенно высокое — перо проходит лишь первичную обработку. Кроме того, у «Сибирского пуха» уже хорошо налажены каналы сбыта. В основном отгружают продукцию в европейскую часть России. Есть покупатели и в нашей области. Швейные фабрики охотно берут пух и перо на изготовление постельных принадлежностей, пуховиков, спортивного инвентаря.
Сегодня здесь перерабатывают до 140 тонн сырья в год. С пуском нового оборудования объемы останутся прежними. Но продукция будет более высокого качества, значит, и цена ее станет иной. «Тогда можно будет выйти и на заграницу. Предварительные договоренности по экспорту уже есть», — говорит Александр Авик.
Без залога нет кредита
Уже в собранном виде наибольшее впечатление производит аппарат сортировки пера. Он похож на окна средневековых дворцов раз в десять выше человеческого роста. Во время работы это сходство усиливается. За остекленными переплетами в потоках воздуха, словно снег, кружат и «разбегаются» на фракции пух и перья. Дальше они, уже отсортированные, попадают в камеру мойки и сушки. Но пока линия еще не задействована.
На ее монтаже работают местные жители — слесари, краснодеревщик. Мужики мастеровые. До всех тонкостей немецкой машины своими мозгами доходят. Они с пониманием относятся к тому, что сейчас приходится работать не считаясь со временем. Сами же Авики едва ли не сутками на предприятии — в сентябре новую линию хотят запустить.
Однако почему они игнорируют кредиты? Принципиальная позиция — не брать взаймы? Во-первых, кредиты у нас дорогие, считает Александр. Во-вторых, в глубинке очень трудно представить кредиторам подходящее залоговое имущество. До Новосибирска далеко, и то, что здесь строят, банкам не интересно. Хотя для местных предпринимателей производственные объекты обходятся очень дорого. В районе все привозное — кирпич, цемент, красный лес, отделочные материалы. Лишь вода местная...