У Катуни бирюзовые глаза
Картины и художник неразделимы. Их надо созерцать вместе. Сочные акварели горных пейзажей, выполненные на нежном шелке, хорошо сочетаются с их автором. Сначала впиваешься взглядом в бирюзовую гладь Каракольского озера или бурный поток Катуни, окаймленный снежными вершинами. Кажется, что картина трехмерна. Пространство расширяется, засасывает или, наоборот, воспаряет ввысь, как клубы дыма. Потом переводишь взгляд на автора. И снова «синь сосет глаза», как писал Есенин. Это глаза художника, 25-летней девушки из горного села Аскат, в которых горит неземной огонь творчества и завораживающая тайна. Бытия.
Из Европы — в Азию
— Дарья, вам никто не говорил, что в ваших картинах прослеживаются мотивы Николая Рериха: яркие, сочные цвета небесной палитры, лаконичность образов, тематические пейзажи гор?
— А как же! Я живу в том месте, где проходила экспедиция Рериха через Алтай в Монголию. Ну, почти в том. Видимо, сама природа посылает нам образы, диктует палитру. Это особое мироощущение. И если есть малейшее сходство с творчеством Рериха, мне лестно. Хотя сравнение хромает. Рерих — блестяще образованный аристократ. Закончил Петербургскую академию художеств, учился у Куинджи. А я самоучка, как мой дед и отец.
…Семья Головань — художники-любители в трех поколениях. Дед Дарьи по маминой линии, Алексей Овсянников, неплохо писал копии знаменитых русских живописцев. Отец Василий Григорьевич Головань увлекался пейзажами в традиционной технике: холст, масло. А Дарья выбрала свой путь — акварель на шелке. Техника редкая, самобытная.
С чего все началось? С переезда на Алтай, уверена Даша. В 1995 году, когда Дарье было 8 лет, ее семья покинула Запорожье и выбрала местом поселения Горный Алтай. Выбор был осознанный, можно сказать, изотерический. Василий Григорьевич Головань в самом расцвете лет решил, что пора начать жить как велит душа. А именно: подальше от городской суеты, оголтелой политики, поближе к природе, макушке мира — нетронутым цивилизацией долинам Алтая. По следам Рериха.
В селе Аскат, что раскинулось на изгибе реки Катуни, глава семьи выбрал скромную усадьбу: рубленый дом-пятистенок с большим огородом и загоном для скота. Дом был стар и неказист, но примечательно в нем было одно: калитка выходила на берег Катуни. Перекаты шумной реки в половодье слышны были на крыльце, а восход солнца над рекой виднелся из окна. Чето художнику еще надо?
Вдохновение шло через край. А вот деньги… Без них семья Головань вскоре научилась обходится. Для этого пришлось завести хозяйство. В сарае замычала корова, захрюкали поросята, оживился птичий двор — появились куры и индоутки. Вместо железного коня купили настоящую лошадь. Двадцать с гаком соток земли были засажены овощами, разбит сад с плодовыми деревьями. На удивление соседям, приезжие художники доказали, что на здешней земле могут расти и груши, и яблоки, да не хуже, чем в Украине.
Цвет неба — цвет шёлка
Свою первую картину Даша написала в 9 лет. «Встала пораньше, пока все спали. Взяла мольберт отца и наваяла за 40 минут то, что пришло в голову», — вспоминает художница.
Получился пейзаж воображаемой горы Белухи, которую девочка никогда не видела, но о которой слышала по рассказам взрослых. Из подножья снежной вершины вытекала шустрая река. Через нее — мостик, яркий зеленый лес оживлял строгую перспективу горных изгибов.
Сюжет и старания дочери приятно удивили отца. Пришлось покупать еще один мольберт. В семье стало два художника.
Первые работы Даша писала маслом, как отец. Потом почувствовала, что хочется изобразить иначе — более сочно, нежно. Интуитивно девочка перешла от холста к шелку. Читала, конечно, что есть такая техника. Но в основном все шло по наитию. В домашних лоскутках нашла подобие шелка. Кажется, это было мамино платье… Масляные краски ложились грубо, перебивая естественную фактуру. Взяла акварельные. Вроде лучше, объемнее. Но они растекались. И снова попытки, эксперименты.
Как невеста старательно выбирает подвенечный наряд, так Даша с волнением выбирала основу для своих работ — японский шелк.
Отыскать нужную ткань удалось только в Бийске, за 200 километров от дома. Два отреза, черный и коричневый, вдохновили молодую художницу на новые сюжеты: Алтай ночной, Алтай зимний. Потом пошли другие оттенки: персиковый, розовый, фиолетовый. В привычной среде яркий колер будет резать глаз, а для Алтая буйство цвета и энергия стихий — само собой разумеется. Поэтому в картинах Дарьи Головань небо может быть и салатно-изумрудным («Семин- ский перевал»), где луг с полевыми ромашками сливается в горизонте вечной зелени.
Её университеты
В конце 1990-х село Аскат стало прирастать новыми избами. На радость семьи Головань у них появились единомышленники — свободные художники, бежавшие из больших городов в поисках радости. Село Аскат прочно прописалось в туристических справочниках как город мастеров, своеобразное экопоселение.
И уже не только огород и подворье кормили семью художников, но и туристы. В путеводителях по Чемалу появился новый маршрут: Аскат — усадьба семьи Головань. Всегда набивался небольшой автобус из желающих посмотреть на быт и творчество местных художников.
Эти экскурсии отец Даши завершал оригинально: выводил гостей на задний двор, к берегу, где видна Катунь, рассаживал на скамейки, а сам устраивался напротив, на фоне большого цветника. Доставал индийскую дудочку. И играл. Завораживающая мелодия разливалась по саду и оседала где-то в низовьях Катуни. Очарованные слушатели цепенели.
…В мае прошлого года Василий Григорьевич Головань ушел из жизни. Преждевременно, не завершив обустройство усадьбы. Теперь доводить строительство большого дома «под ключ», где разместится семейная галерея, предстоит детям, Даше и Василию.
— Дарья, а если бы вы перешли к интерьерной живописи, более прикладного значения, что сейчас модно, возможно, ваши финансовые дела преобразились. Почему бы не писать на шелке корпоративную символику, графику?
— Знаете, мне еще в детстве предлагали писать наскальную живопись. Наподобие петроглифов на камне, у туристов это шло на ура. С коммерческой точки зрения большая прибыль, но сиюминутная. Не для души. Я лучше буду работать две недели и напишу одну картину, но она будет радовать глаз.
Даша и президент
Дашины работы расходятся по частным коллекциям. Есть они и в коллекции Президента Дмитрия Медведева. Еще в 2005 году он, будучи премьер-министром, отдыхал с женой и сыном на Горном Алтае. Ему посоветовали посетить усадьбу Головань.
Дмитрий Анатольевич оказался любознательным:
— Даша, а как вам удается сделать картины объемными? Акварель же тонка и прозрачна? — спрашивал он юную художницу.
— Сама не знаю, — пожимала плечами девушка.— Наверное, за счет шелка. Он дает глубину и мягкость.
На память семья Медведевых увезла две картины алтайской художницы: пейзаж «Голубые озера» и натюрморт «Белые лилии».
В 2010 году Дарью в составе делегации от Горного Алтая пригласили на туристическую выставку в Москву. Предвкушая поездку, девушка вспомнила о президенте. Почему бы не пригласить его на экспозицию. Сам не сможет, так, может, супруга придет, наивно размышляла Дарья, отправляя письмо по короткому адресу: «Москва, Кремль, Медведеву».
Президентская чета в те дни была во Франции. На выставку приехал помощник президента с огромным букетом цветов: «Это вам от Дмитрия Анатольевича, он помнит о вашей семье. И вот еще, Дарья Васильевна, небольшой подарок!»
Девушка с волнением развернула пакет: «Зимний альбом. Дмитрий Медведев». На глянцевых страницах хорошей бумаги размещались фотоработы президента, снятые в различных уголках России. В основном пейзажи. Меткий глаз художницы сразу отметил одну особенность: Медведев, как и она сама, любит детализацию. Травинки в изморози крупным планом — простота и изящество самой природы.
Когда художник делится сокровенным — своим творчеством — с другим художником, это дорогого стоит.
— Даша, что вы ожидаете от выставки в Новосибирске?
— Я очень люблю место, где живу, — Горный Алтай. И хочется, чтобы больше людей увидели его красоту через мои картины, вспомнили знакомые места: горы, озера, речушки…. А те, кто ни разу не был, захотели приехать, чтобы насладиться чистотой и величием сибирской жемчужины, проникнуть в тайны ее природы, застыть от наслаждения.
ФАКТ
В июне 2012 года в усадьбе семьи Головань открывается семейный дом-музей с собранием картин династии художников.