О наборе в студию ТЮЗа я узнала из «Советской Сибири»
— В 20-е годы никаких театров не было, приезжал только цирк шапито, — рассказывает Зоя Федоровна. — Я очень любила ходить в этот цирк, он находился рядом с Домом культуры им. Октябрьской революции. Сначала у меня была мечта стать цирковой артисткой. Я очень любила лошадей, считаю, что это самое лучшее животное — благородное, умное. Наверное, потому, что папа держал лошадь, а у лошади был жеребенок, с которым я играла. Когда я пришла в цирк и увидела наездницу, то у меня сразу возникла мысль: «О, я тоже хочу быть наездницей!». Но мне сразу сказали, что этому не быть — маленькая я слишком. Все лето с этими циркачами я ездила по деревням, занималась гимнастикой и жонглировала тремя шарами. Это был 1930 год.
По приезде Зои домой с гастролей на нее обрушились соседи: в «Советской Сибири» поместили объявление, что в Новосибирске открывается театр юных зрителей, который набирает студентов в группу.
— Я пришла на улицу Максима Горького, зная, что студенты уже начали заниматься в подвальном помещении, ведь специального здания у театра еще не было. В фойе поставили длинный стол, за который сели преподаватели. Я не растерялась: спела песню, сыграла на фортепьяно, рассказала басню. Потом попросили сыграть беспризорника, который ворует кошелек у мужчины, читающего газету. Я сыграла более чем убедительно.
Это был первый набор в студию Новосибирского ТЮЗа, которому во время Великой Отечественной войны, как и всем остальным детским театрам, предстояло сыграть свою роль в воспитании бойцов уже послевоенных пятилеток. Актеры активно выступали в госпиталях, в общежитиях. Именно во время войны театр создал свои основные спектакли по классическим произведениям.
СПРАВКА
Новосибирский театр юного зрителя в 1930 году открылся спектаклем «Тимошкин рудник» Макарьева. В репертуар вошли лучшие произведения советской драматургии для детей и молодежи: «Аул Гидже» Шестакова (1931), «Винтовка 492116» Крона (1934), «Музыкантская команда» Дэля (1935), «Снежная королева» Шварца (1939), «Как закалялась сталь» Островского (1938), «Молодая гвардия» Фадеева (1947) и другие.