Наставник мушкетёров
Спасибо, что уговорили остаться
— Моя жена Виктория сейчас в декретном отпуске, — объясняет Егор такую тренерскую нагрузку, — поэтому пришлось и её группу ребятишек взять под свою опеку. В принципе, мне даже интересно: есть и мальчишки, и девочки. Есть, так сказать, богатая почва для применения психологических наработок.
— C девочками, смею предположить, работать сложнее?
— Больше нюансов, я бы сказал. Вообще к фехтованию ребятишек приучаем постепенно: первый год больше проходит в различных подвижных играх общефизического плана. Сабля фигурирует лишь изредка: ребятишки вертят её в руках, привыкают. А потом начинается первый сложный этап, на котором отсеиваются очень многие, — обучение фехтовальной стойке. Это та отправная точка, тот базис, на который уже нанизывается всё остальное. Но для ребёнка 9—11 лет это порой нелёгкое испытание, с другой стороны, сразу видны те, кто с характером.
Что касается девочек, то да, с ними непросто. Психика легкоранимая, есть ревность, что тренер кому-то больше внимания уделяет. Бывает, что просто тренер не нравится, если это мужчина, и всё — нормального тренировочного процесса не будет. Но, признаюсь, и относишься по-другому к успехам своих воспитанниц, не так, как к победам мальчишек.
— А как вообще стали тренером: случайно или осознанно?
— Я ученик Николая Дмитриевича Суроегина, одного из самых опытных тренеров в новосибирском фехтовании. И, видимо, глядя на работу наставника, что-то откладывал у себя в подсознании. С маленькими ребятишками я начал заниматься еще когда учился в институте. А после того, как отслужил в армии, втянулся в эту работу уже основательно.
Хотя, откровенно признаться, решение было нелёгким. Это был 1998 год — тяжелейшие времена, только дефолт случился. А у меня молодая семья, зарплата тренера маленькая. Наверное, мог уйти по другой стезе, но искренне благодарен и Николаю Дмитриевичу, и всем, кто тогда поддержал, за то, что выбрал именно этот путь.
— Но хотя бы сейчас этот путь, эта работа вознаграждается лучше?
— Да, есть поддержка и со стороны области, и стипендии от Федерации, от министерства спорта. Деньги, впрочем, не самоцель, хотя, если оглянуться на 10—12 лет назад, то относительная финансовая стабильность позволяет тренерам больше времени уделять именно работе, подготовке молодёжи. А не думать о том, где бы подкалымить.
Я бы отметил другой нюанс, далеко не денежный. Когда я сам занимался спортом, когда начинал тренировать, перед глазами всегда были живые примеры людей, достигших всего с помощью своего труда. Тренеры Николай Суроегин и Борис Писецкий, великие фехтовальщики Станислав Поздняков и Григорий Кириенко. В Новосибирске у ребят всегда был пример для подражания, есть и сейчас. Три чемпиона мира только в сабле, не стоит и про Любовь Шутову забывать — какая ещё школа может похвастаться такой продуктивностью?
Прогулки вокруг стадиона
— Девочек тренировать сложнее, но именно Юлия Гаврилова стала вашей самой успешной воспитанницей. Помните её первые шаги? Чем-то она выделялась среди прочих?
— В тот год — кажется, это был 1999-й — моя жена Виктория набрала огромное количество ребятишек: только из 156-й школы человек 50 было. Осталось в итоге не более десятка, Юля в их числе. Она тоже пыталась бросить во время первых сложностей: родителям говорила, что идёт в зал, а сама гуляла вокруг стадиона «Спартак», после чего возвращалась домой. Мы и с ней разговаривали, и к родителям ездили — в итоге уговорили. Какой-то сверхталантливой Юля в детстве не была, но всегда брала за счёт упорства, трудолюбия, настоящей спортивной злости. В жизни и не скажешь: она милая, приветливая девушка, но на дорожке становится настоящим бойцом. В группе у Виктории вместе с Юлей занималось немало девочек, считавшихся более перспективными, но в итоге не выдержавшими конкуренцию. А Юля уже двукратная чемпионка мира.
— А был какой-то переломный момент, после которого стало ясно, что из этой девочки выйдет что-то стоящее?
— Как говорится, не в обиду девочкам, но они даже в зрелом возрасте способны на серьёзный спад. Что касается Юли, то однажды она не только меня, но и всю российскую фехтовальную общественность удивила. В Санкт-Петербурге проходил крупный юниорский турнир для девушек 1987 года рождения. Юля на два года младше, поэтому никаких сверхзадач мы перед ней не ставили — так, набраться опыта, максимум попасть в число 16 сильнейших. К тому же я сам не смог с ней поехать. А Юля, как потом говорили специалисты, «в элегантном французском стиле» победила всех. После этого за ней уже начали приглядывать, готовиться специально под Гаврилову. Но по 1989 году ей равных в стране уже не было, а на турнирах старших возрастов мы регулярно попадали в призы. Так началось её восхождение, и уверен, Юля ещё и наполовину не раскрыла свой потенциал.
На Олимпиаду — хоть туристом
— Притом что она уже вторая сабля России и четвёртая в мировом рейтинге?
— Но при этом ей всего 22 года, и если не будет серьёзных травм, не пропадёт желание, то ещё лет пять-шесть на самом высочайшем уровне у Юли есть. Я смотрю на последних турнирах на чемпионку двух последних Олимпиад, великую американку Мариэль Загунис и вижу, что она, похоже, достигла своего потолка. Да, это по-прежнему прекрасная саблистка, по-прежнему лидер мирового рейтинга, но на последних турнирах она стала какой-то нервной, дёрганой, часто спорит с судьями. Чувствует, что молодёжь поджимает.
— В полуфинале командного турнира саблисток Юлия в своём поединке буквально разгромила Загунис со счётом 9:3. Такие схватки сильно прибавляют уверенности?
— Конечно, ведь несколькими днями ранее Юля уступила ей в полуфинале личного турнира не менее разгромно — 8:15. Поэтому, пусть и в командной схватке, Юле требовалось преодолеть комплекс великого соперника. Не исключено, и на Олимпиаде встретиться придётся.
— Учитывая, что в Лондоне не будет командного турнира саблисток, задача пробиться в личном отборе главная на сегодня?
— От каждой страны могут участвовать не более двух спортсменок, и сегодня Юля уверенно вторая в России, опережая в олимпийском отборе подругу по команде Екатерину Дьяченко. В будущем году будет два рейтинговых этапа Кубка мира в Италии и Франции, а также «Московская сабля». Пока шансы Гавриловой предпочтительнее, но забегать вперёд не будем — это спорт!
Гораздо важнее, что Юля в последние два года преодолела важнейший психологический барьер. Она очень здорово выступает в команде, были победы и призовые места на этапах Кубка мира, а на чемпионатах мира и Европы буквально всё валилось из рук. Наконец, в прошлом году Юля завоевала бронзу на Европе, а нынче подтвердила неслучайность успеха и на мировом первенстве. В команде всегда бывает, что если у одного не пошло, то подруги подстрахуют, а в личном первенстве рассчитываешь только на себя.
— С приходом на пост главного тренера сборной России француза Кристиана Бауэра личные тренеры спортсменов перестали ездить на крупные соревнования. Каково это психологически — воспитанница где-то далеко, а ты «болеешь» по телевизору?
— Если откровенно, то сейчас Юля достигла такого уровня, когда я уже вряд ли смогу научить её чему-то кардинально новому. К тому же в сборной работают специалисты высочайшего уровня. Сейчас моя роль — больше психологически поддерживать Юлю, давать ей советы жизненного плана, быть тылом, что ли. А про Олимпиаду: пусть Юля туда пробьётся, а где мы будем за неё болеть — на трибунах в Лондоне или в Новосибирске у телевизора — уже неважно.
— Очевидно, и это подтверждают успехи ваших подопечных, вы хороший тренер. Без каких качеств, на ваш взгляд, им невозможно стать?
— Мы начинаем работать с детьми, поэтому прежде всего нужно их любить, относиться так, чтобы они чувствовали — тренер за них горой. И, во-вторых, постоянно учиться. Мне, кстати, очень хорошую базу заложили в институте. Если бы прогуливал лекции, не относился к ним серьёзно, то сейчас бы вы разговаривали с кем-нибудь другим.
ДОСЛОВНО
Юлия ГАВРИЛОВА после победы на первом чемпионате мира в 2010 году:
— Сначала со мной работала Южакова Виктория Владимировна, которой я благодарна за то, что она пробудила во мне интерес к фехтованию. Потом я перешла к другому тренеру — Южакову Егору Михайловичу, с которым мы работаем до сих пор. Именно профессионализм и поддержка Егора Михайловича помогли мне добиться многого в спортивной карьере.
ФАКТ
После того как будут улажены все бумажные формальности, Егор Южаков станет самым молодым в Новосибирске заслуженным тренером России.
СПРАВКА
ЮЖАКОВ Егор Михайлович родился в 1976 году в Новосибирске. Закончил факультет физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета. Мастер спорта по фехтованию (сабля). С 1998 года на тренерской работе. Личный тренер двукратной чемпионки мира по фехтованию Юлии Гавриловой. Представлен на присвоение звания «Заслуженный тренер России».