Бабушка и голуби
— Не слышал про такую, — мужчина пожимает плечами.
— Знаете, она еще кормит голубей...
— А-а. Это вон в том доме. Ее здесь все знают.
Звоню в квартиру. Попал очень удачно и вовремя: Зинаида Петровна стоит у самого порога одетая, собралась к своей больной сестре Елене.
— Вы по какому вопросу? Голуби? Ох, беда мне просто с ними. Пожилые люди меня одобряют, а молодые ворчат: зачем они нам, грязь от них только. А я им в ответ: вы посмотрите, сколько грязи наносят в подъезд всякие проходимцы-пьянчужки, которые по ночам не дают спать жильцам. Между прочим, это тоже в основном молодежь.
В маленькой однокомнатной квартире уютно и очень тепло. До батареи отопления невозможно дотронуться рукой — так накалена. Рядом газовая котельная. А когда топили углем, жильцы обычно мерзли. Дом недавно капитально отремонтирован, но неудачно: потрескались потолки, и сквозь щели в комнату проникает вода. Это когда на чердак набьется снег под шифер.
— Куда только ни обращалась, да все без толку, — жалуется хозяйка. — Дом-то уж больно старый, — вздыхает она, — такой же, как я.
В августе этого года Зинаиде Петровне исполнится 75. Она инвалид второй группы, уже много лет живет с одним легким. Одинока, хотя это не совсем так. А ее голуби, которых она любит как родных? Узнав о ее увлечении, подумал, что это просто так, для забавы: набросает хлебных крошек у дома или семечек посыплет. Вот и все. Я таких старушек в Татарске знаю. Да сам иногда балуюсь «благотворительностью»: положу в карман куртки горбушку хлеба и иду на перрон, где всегда много голубей. А то костей от борща брошу в сумку и отдаю собакам. Но оказалось, что у бабушки Кочергиной все по-настоящему.
Зинаида Петровна мешками закупает зерно у фермеров, пшеницу, по пять-шесть штук зараз, и денег не жалеет. В прошлые годы платила за мешок по двести и даже по двести пятьдесят рублей. А в прошлом году цены на хлеб резко снизились: урожай был богат и обилен, хотя зерно не очень высокого качества. Цена мешка упала до 150 рублей. Фермеры сами привозят зерно, занесут мешки в сараюшку, бабушку попутно похвалят:
— Курочек держит старушка. Это в центре города. Ну, молодчина!
— Нет, сынки, это я голубям.
Не верят, не укладывается это в сознании людей, что столько денег можно тратить впустую, без какой-либо пользы для себя лично. Честно сказать, я и сам этому никак не мог поверить, и тогда Зинаида Петровна предоставила мне свой «финансовый» отчет за 2009 год. Отчет сводный, уже обобщенный. У самой же хозяйки есть заветная тетрадочка, а в ней аж три графы. Все дело в том, что кормит она не только голубей, но и двух кошек — Муську и Чернышку. Поставлен на довольствие и дворовый кот Васька, уличный бродяга. Всей этой братии бабушка покупает свежую ливерную колбасу. Была еще кошка Яна, но ее зверски убили соседские мальчишки, научившиеся жестокости у нашего родного телевидения. Поэтому своих кошек бабушка на улицу больше не выпускает, но и уличного бродягу Ваську домой не берет.
— Котята будут, — словно извиняясь, говорит она. — Выбросить их я не смогу, это не в моих силах. А куда деть?
Что верно, то верно. Из собственной практики знаю, что пристроить в наше время котенка так же трудно, как бедняку купить аэроплан. В квартирах роскошная мебель: кресла, диваны, модные шкафы, котенку места не находится. Еще поцарапает, не дай бог. Домашние кошки и уличный кот проходят под графой «Ливерная колбаса». Дальше идут «мяснички». Так Зинаида Петровна называет желто-зеленых синичек с черными головками. Они прилетают к нам на зимовку откуда-то с северных мест. Для них на тополе установлена подвесная кормушка, куда бабушка регулярно насыпает семечки, покупая их в магазине.
Когда, побеседовав, мы вышли с ней на улицу из подъезда, вокруг нас сразу стали собираться эти самые «мяснички». Узнают хозяйку издалека.
Ну и третья расходная статья — голуби, для прокорма которых покупается зерно. В сводном годовом отчете все расходы сведены воедино. Зинаида Петровна много лет работала в госбанке, привыкла к порядку и дома, и в своей бухгалтерии его тоже поддерживает. В декабре прошлого года на прокорм перечисленных особей потрачено 800 рублей, столько же в ноябре, а вот в мае — 1100. В общем итоге около десяти тысяч рублей в год. А пенсия, единственный источник дохода? В пределах семи тысяч рублей. Это какое нужно иметь доброе сердце, добрую душу, чтобы вот так легко расставаться со своими кровными. Вообще-то, мы говорили с Зинаидой Петровной не только о кошках и птицах, вспоминали, выискивали общих знакомых. Оказалось, что я очень хорошо знал ее родного брата Бориса Петровича Кочергина, много лет работавшего заведующим промышленно-транспортным отделом Татарского ГК КПСС. Удивительной доброты и душевности был человек, да вот недавно скончался. А тут хозяйка сказала, что ее сестра Елена, к которой она собралась идти, тоже кормит голубей, но сейчас очень и очень больна, и теперь эту работу приходится выполнять ей, Зинаиде Петровне. Это что же значит? У них, у Кочергиных, доброта, душевность вроде бы как в роду.