На другой стороне истории
Новосибирская земля хранит немало мифов, легенд и баек, о которых стоит помнить.
Легенды, пропитанные мистикой, всегда вызывали изрядную долю любопытства. В этот памятный — юбилейный — для региона год мы взглянули на «иную» сторону истории Новосибирской области.
У истории есть две стороны: одну мы изучаем по учебникам, другую — по рассказам, сложившимся в народе. Легенды и байки, слегка пропитанные мистикой, всегда вызывали изрядную долю любопытства как приезжих, так и местных жителей. В этот памятный — юбилейный — для региона год попробуем взглянуть на «иную» сторону истории Новосибирской области.
Городские легенды
Как правило, в каждом населенном пункте есть городская легенда, связанная с определенным местом или зданием. Часто история эта мрачная, загадочная и не лишенная присутствия сверхъестественных сил. Новосибирск, хотя и не самый старый город региона, не исключение. К примеру, слава о стоквартирном доме на площади Свердлова докатилась до Парижа. Многие знают, что на Международной выставке искусств и техники в 1937 году красно-оранжевый памятник постконструктивизма был удостоен диплома первой степени, золотой медали и Гран-при. Однако жильцы дома на Красном проспекте, 16 рассказывают и другие истории. По ночам можно услышать, как из коридора доносятся неясные шорохи, тихие всхлипы и тяжелые вздохи. Одни считают, что по дому блуждают призраки бывших владельцев квартир знаменитого дома, другие — что это терзаются неупокоенные души тех, кто в начале века был расстрелян советской властью на площади перед их домом.
Надо сказать, что в Новосибирске сохранилось немало мест, напоминающих о столь же трагичных событиях. Но в школьных учебниках о них не пишут, и территории эти постепенно теряют свою значимость. Так произошло с областным психоневрологическим диспансером, который в начале 2012 года стоял на пересечении улиц Нарымской и 1905 года. В трехэтажном здании в 30 — 40-е годы располагалась одна из самых страшных пересыльных тюрем того времени. Через эти стены прошли сотни тысяч «этапников», большинство из которых были осуждены по печальной 58-й, так называемой расстрельной, статье.
В мемуарах одного из лидеров евангельских христиан-баптистов, которого в СССР арестовали «за веру», есть рассказ о новосибирской пересылке, датированный 1937 годом. По его словам, все ночи напролет во дворе этой тюрьмы работал двигатель от трактора, чтоб не слышно было криков, стонов и выстрелов. Горожане рассказывают, что и потом, спустя годы, в особенно длинные и тихие ночи, если прижаться ухом к стене диспансера, можно было различить и едва слышный звук работающего мотора, и глухие удары по стенам изнутри. Теперь эта легенда потеряна и проверить ее на практике не удастся, скажете вы. Но на месте бывшей тюрьмы собираются построить жилой дом. Кто знает, какие сюрпризы ожидают будущих жильцов…
Святой ключ
Немало легенд можно услышать и в районах Новосибирской области. К счастью, они уже не такие мрачные или, по крайней мере, со счастливым концом. Одну из них рассказала Ольга Геншель, научный сотрудник Искитимского государственного историко-художественного музея:
— В семидесяти километрах от Новосибирска находится поселок Ложок, где в 30-е годы был расположен отдельный лагерный пункт № 4 штрафного лагеря «всесоюзного» значения — СИБЛАГа. Предание гласит, что здесь расстреляли несколько священнослужителей, но перед смертью приговоренные попросили разрешения самим себя отпеть. От пролитой крови открылось русло родника. И народ пошел к нему, так как прошел слух, что вода имеет целебную силу. Тогда был дан приказ уничтожить родник. Его взорвали, но спустя какое-то время он забил вновь. Второй раз что-либо делать с родником не решились.
Относительно недавно родник с целительной водой, известный как Святой ключ, обустроили. Над ним поставили домик наподобие часовенки, ниже расположили купель, где желающие могут искупаться в живительной воде. А на холме у источника построили небольшую деревянную часовню, где верующие могут помолиться за убиенных.
Почему вода звенит?
Жители Ордынского района рассказывают одну из легенд о погребении Чингисхана. Когда великий хан умер, слуги разрубили тело господина и захоронили его на разных территориях, чтобы враги не могли надругаться над ним. Рука Чингисхана якобы покоится в селе Чингис, откуда и пошло название населенного пункта. Тем не менее, признается Алла Ланго, директор Ордынского краеведческого музея, мало кто верит в эту историю. Но есть поверье, отголоски которого дошли и до наших дней.
Первое деревянное здание Чингисского храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла освятили в 1756 году. Позднее, в 1807 году, в селе по решению правления Алтайского горного округа заложили каменное здание. Чингисский храм был богатым и знаменитым, он содержал большое количество икон и святынь. Упоминание о нем встречается в «Сибирских картинках XVIII века» русского писателя Николая Лескова.
— В 30-е годы храм закрыли, чтобы передать здание под клуб, — говорит Алла Викторовна. — Колокола сбросили с колокольни вниз, и целым остался лишь один из них. Вместе с осколками колокол перевозили через реку, но судно затонуло. Жители села Чингис рассказывают, что в очень лунную тихую ночь слышат, как из-под воды раздается колокольный звон. Этим летом ныряльщики искали затонувшую реликвию, и даже, кажется, нашли осколок. Но сам якобы уцелевший колокол, конечно, так и не увидели.
Кстати, после того как в здании храма «побывали» клуб и зернохранилище, в результате пожара обвалилась колокольня, а позднее обрушилось само строение. От него остался фундамент и кое-где стены. В 1998 году местные жители приняли решение восстановить церковь, и сейчас на месте прежнего храма стоит современное кирпичное здание, украшенное иконами местного письма. Церковь во имя апостолов Петра и Павла уникальна еще и тем, что стены ее расписаны не красками, а местной цветной глиной. В 2010 году храму пожертвовали колокольную звонницу.
Сказка ложь, да в ней намек
Новосибирская область богата и так называемыми водными преданьями. Одно из них известно далеко за пределами региона. Это легенда о пяти озерах.
Пять озер, расположенные на севере Омской и Новосибирской областей, образовались тысячи лет назад в результате падения огромных кусков метеорита. Вода в них «святая» и «живая» — не портится годами и излечивает множество болезней. Но полностью исцелится и омолодится в ней тот, кто в строгой последовательности окунется в воды каждого из пяти озер. Из последнего, пятого, он выйдет абсолютно здоровым. Ничего не напоминает? Рассказывая о таких чудесах, жители Кыштовского района не забывают упомянуть об авторе «Конька-Горбунка». Ведь Пётр Ершов перед тем, как написать свою сказку, жил в Омске — всего в 250 километрах от чудо-озер — и, вероятно, слышал эту легенду.
Какие же это озера? Три озера из пяти назовет любой местный школьник: Данилово, Линево и Шайтан. А вот четвертое и пятое? Точно никто не знает. Ими могут быть находящиеся неподалеку озера Потаенное, Черное, Урманное, Индово или Бергуль. Считается, что знают о них только избранные. Но до сих пор любители тайн организуют экспедиции, чтобы раскрыть загадку природы и отыскать волшебные озера.